воскресенье, 15 июня 2008 г.

..», с. 24]. Лишь тот может быть оптимистом, кто испытал на своем собственном жизненном опыте всю гл

.., с. 24]. Лишь тот может быть оптимистом, кто испытал на своем собственном жизненном опыте всю глубину личностной и социальной трагедии, отчаяния, понимания безысходности. И напротив, пессимистично настроен тот, чей взвешенный внализ даже относительно благоприятной социальной или личност 1943 г. в год великого перелома в войне, в год Сталинградской битвы, он сделал решающий шаг и влился в ряды Коммунистической партии. Именно в эти годы, 19421943, Эдгар Нахум (Nahoum) стал Мореном (Morin). Он скрывался от гестапо под разными псевдонимами. Сначала он заменил в своем удостоверении некоторые буквы в своей фамилии, а именно: л на о и т на два s, и стал в своей корреспонденции подписываться Nabousset, затем нередко использовал фамилию своей матери Бересси. Используя псевдоним Edmond, он стал слишком вычисляем для гестапо. И, наконец, он стал Мореном. В годы войны он принялся за чтение трудов Ленина, Троцкого, Маркса, размышлений об СССР Андре Жида и других французских авторов, пытаясь разгадать для себя тайну загадочного советского сфинкса: что это, ужасный регресс к варварству или надежда для человечества? И вс��, что я читал, было с моей точки зрения или слишком левым, или слишком правым, и то, и другое я критиковал7, вспоминает Эдгар Морен. Но, сравнивая коммунизм и нацизм, он понимал, что_комму^ низм, в отличие от нацизма, является носителем элементов будущего. Явно симпатизируя коммунизму, он занимал в целом взвешенную позицию. Даже когда я был коммунистом, поясняет он, я не верил в то, что коммунизм приведет к установлению счастья на земле, но я верил только в то, что коммунизм позволит покончить с эксплуатацией человека человеком. Я не думал, что коммунизм заставит исчезнуть моральные причины асякого страдания [Сложное..., с. 2223]. В 1983 г. Э. Морен опубликовал книгу О природе СССР. На страницах этой книги СССР изображается как продукт диалектического отношения между внешними детерминантами (наследие отсталой царской России, окружение капиталистическими державами) и внутренними детерминантами (преобразовательной деятельностью большевиков). телефонный аппарат

Комментариев нет: